ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА \ ЧАСТЬ 1

видеонаблюдение для транспорта

Транспортный комплекс включает в себя транспортную инфраструктуру в полном объеме – все виды транспортных средств, в том числе подземный, а также трубопроводы, все виды дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии, станции и вокзалы, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудование.

При этом действительно транспортная безопасность – это большое направление, служащее в том числе для решения задач противодействия терроризму. Однако непосредственно борьбой с терроризмом и тем более предотвращением атак транспортная безопасность заниматься не может. Понимание этого показывает и опрос, проведенный Международной ассоциацией общественного транспорта среди специалистов, работающих в этой сфере.

Результаты опроса, проведенного Международной ассоциацией транспортной безопасности (UITP) в 2015 г.

Как мы видим, наиболее актуальной задачей, которую могут решить системы видеонаблюдения, является некая совокупность четырех первых пунктов: повышение безопасности сотрудников и пассажиров как с точки зрения криминальных действий, так и ущерба непосредственно транспортной инфраструктуре, а также расследование инцидентов. Такой ответ был выбран большинством опрошенных (можно было выбрать несколько ответов).
Исходя из этого, можно утверждать, что система видеонаблюдения на транспорте является частью городской системы видеонаблюдения. Действительно, например, все новые и реконструируемые станции метрополитена в Москве по умолчанию подключаются к системе городского видеонаблюдения. Однако остановимся в этой статье именно на автобусах как на наиболее распространенном транспорте.
Необходимо понимать, что предотвращать террористические атаки система видеонаблюдения не способна, но она может минимизировать ущерб и серьезно облегчить расследование. Особенно сложно организовать противодействие именно на автобусном транспорте в отличие, например, от железнодорожного, где количество вокзалов и станций гораздо меньше, чем автобусных остановок, а схема организации движения значительно отличается.

Предлагаю рассмотреть основные моменты, на которые стоит обратить внимание при построении системы видеонаблюдения на транспорте.

Начнем с определения: тра́нспорт (от лат. Trans – «через» и portare – «нести») – совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. В данной статье будем использовать именно это определение применительно к пассажирскому транспорту.

Наиболее распространенный транспорт согласно UITP

В Российской Федерации самым распространенным междугородным пассажирским транспортом является железнодорожный и автобусный (в крупных городах также актуальны трамвай, троллейбус и метрополитен). При этом самым сложным, на мой взгляд, является именно автобусное сообщение. Автобусы соединяют отдаленные поселки, деревни с городами и зачастую являются основным, а то и единственным видом транспорта при перемещении внутри города. Также именно в автобусах сложнее всего обеспечить безопасности, так как гигантское количество самих автобусов (включая городские маршрутки), огромная протяженность маршрутов и наличие большого числа остановок сильно усложняют задачу.
С точки зрения наибольшей уязвимости самыми опасными выглядят внутригородской и пригородный транспорт, в котором перемещаются массовые потоки людей. Это иллюстрирует опрос, проведенный UITP, который показал, что безопасность наиболее актуальна именно для городского и пригородного сообщения, которые вместе составляют более 85%.

Результаты опроса UITP

Выделим три главные составляющие инфраструктуры автобусного городского сообщения, безопасность на каждом из которых строится по своим правилам, но при этом все элементы объединены в единую систему:
– автобусный парк и прилегающая территория;
– остановки общественного транспорта;
– транспортные магистрали;
– собственно подвижной состав.
Для того чтобы поговорить об обеспечении безопасности на примере автобусного парка (трамвайные депо и троллейбусные парки имеют похожую структуру), проанализируем эти составляющие.

Остановки общественного транспорта и транспортные магистрали
Так как остановки общественного транспорта и магистрали находятся в зоне ответственности города, который наблюдает за ними с помощью городских и муниципальных систем, в том числе и систем видеонаблюдения типа «Безопасный город», то их вынесем за скобки и рассматривать не будем. Магистрали также не поддаются контролю со стороны транспортного предприятия, однако возможен сбор видеоданных для последующего анализа с точи зрения поведения других участников движения, а также контроля действий водителя.
Остаются два больших сегмента: автобусные парки с прилегающими территориями и подвижной состав.

Автобусный парк и прилегающая территория
Обеспечение безопасности автобусного парка и прилегающей территории принципиально ничем не отличается от крупного стационарного объекта, например склада, – основные подходы рассмотрены в статье «Системы видеонаблюдения в логистике». Так же как и на складском комплексе, имеет смысл организовать контроль периметра и пропускной режим для сотрудников, чтобы исключить проникновение злоумышленников. В отличие от склада весь транспорт является «своим», а значит, пропускной режим для транспорта имеет смысл автоматизировать с помощью системы распознавания номеров государственной регистрации автотранспорта, причем на этом «складе» хранятся сами автобусы, а также осуществляется их техническое обслуживание, что вносит некоторую специфику.

Подвижной состав
Организация системы видеонаблюдения и видеозаписи на подвижном составе представляет наибольший интерес как самая сложная и нестандартная часть системы. В классическом варианте система оснащения автобуса выглядит как на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема аналогового видеонаблюдения в автобусе

С развитием IT-технологий все больше компаний выбирают IP-видеонаблюдение как более высококачественное, технологичное и перспективное.
Разберем систему видеонаблюдения в автобусе поэлементно:
– видеокамера;
– сетевая инфраструктура;
– NVR, устройство обработки и записи видео;
– геопозиционирование GMS/ГЛОНАСС;
– оборудование для трансляции данных телеметрии и онлайн-видео 3G/4G;
– модуль для передачи данных в стационарную систему (в автобусном парке).

Редакция: Труш Борис Викторович ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ В КРАСНОДАРЕ

Если Вам понравилась статья, то нажмите кнопку социальной сети — Поделитесь с друзьями

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

ЗАКРЫТЬ
Seo wordpress plugin by www.seowizard.org.